Система контроля давления в шинах (TPMS – Tire pressure monitoring system) - непрерывно измеряет
и показывает давление и температуру воздуха во всех шинах автомобиля в движении.
Основные элементы TPMS - это датчики давления и температуры в шинах (далее – датчики)
и приемное устройство – мини-дисплей (монитор), устанавливаемый в зоне обзора водителя.
(В качестве дисплея в некоторых системах может использоваться также смартфон
или головное устройство автомобиля).
Датчики устанавливаются на колесных дисках и непрерывно измеряют давление и температуру воздуха
в шинах. Внутри датчика находится передатчик радиосигнала и батарейка. Данные об изменениях давления
и температуры шин во время движения автомобиля передаются по радиоканалу на дисплей.
При снижении давления ниже предустановленного уровня или превышении верхнего порога, а также при
превышении верхнего порога температуры, водитель получает звуковой сигнал и оперативно принимает меры,
не дожидаясь порчи резины, дисков или аварийной ситуации. Нужные значения порогов срабатывания
сигнализации могут быть установлены пользователем самостоятельно.
Контроль температуры воздуха в шинах поможет также избежать проблем, связанных с неисправностями подшипников или тормозов.
В комплект TPMS входят датчики (по количеству контролируемых шин), дисплей, а также некоторые вспомогательные элементы (опционально).
Виды датчиков:
Внешние датчики – накручиваются на ниппели вместо штатных защитных колпачков.
Внутренние датчики – монтируются на колесный диск при частичном или полном снятии шины.
Внешние датчики
Преимущества:
1. Легкая самостоятельная установка, снятие, перестановка.
2. Небольшой вес и размеры.
3. Заменяемая батарейка, обычно это популярная CR1632.
4. Низкая цена.
Недостатки:
1. Относительный риск механического повреждения или кражи
(решение – установка контргаек, идут в комплекте с датчиками).
2. Меньший срок службы батарейки (от 1 до 3 лет).
3. Для накачивания шины или выпуска воздуха требуется снятие датчика
(решение – внешние датчики со встроенным ниппелем – «с подкачкой»).
Внутренние датчики
Преимущества:
1. Лучшая сохранность.
2. Больший срок службы батарейки (от 3 до 7 лет).
3. Обычный порядок накачивания шины и выпуска лишнего воздуха.
Недостатки:
1. Необходимость шиномонтажа для установки и снятия.
2. Во многих системах, представленных на рынке, батарейка в датчике незаменяемая, то есть по истечении срока службы
батарейки придется менять весь датчик, а поскольку батарейки в датчиках одинаковые, то сути придется менять весь комплект
датчиков (исключение – наши системы с внутренними датчиками TP800N, TP620N, TP630N, TP660N, TP670N, TP708SN, TP736SN).
3. Более высокая цена.
Технические характеристики внешних и внутренних датчиков в рамках одной системы (диапазон и точность измерения давления и температуры, частота и мощность сигнала и т.п.) обычно совпадают. Возможно одновременное использование датчиков разного вида в одной системе.
Виды дисплеев (мониторов)
Для легковых автомобилей имеется в основном два вида дисплеев:
1) с солнечной батареей – устанавливаются под лобовым стеклом или на лобовом стекле, в обычных условиях не требуют дополнительного питания или подзарядки;
2) дисплей в прикуривателе – компактный диплей, устанавливаемый в гнездо прикуривателя, где и получает питание.
Обычно имеет разъем USB для подключения и зарядки мобильных устройств от того же гнезда, а также полезную функцию измерения напряжения бортовой сети. Имеются модели дисплеев с регулируемым углом наклона экрана для лучшего обзора (TP630).
Системы контроля давления в шинах для грузовых автомобилей и автобусов
отличаются бОльшим разнообразием по сравнению с системами для легковых авто. Это обусловлено разнообразием моделей грузовиков по количеству и размеру колес, а также наличием прицепов и полуприцепов.
Правильный выбор нужной системы прежде всего зависит от нормального давления воздуха в шинах и количества шин, которое требуется контролировать, а также от выбора вида датчиков. Сравнительная таблица TPMS для грузовиков приведена в соответствующем подкаталоге.
Дисплеи для грузовых автомобилей различаются:
- по количеству контролируемых шин - от 6 до 38 и более;
- по функционалу – одновременный показ всех шин или поочередный;
- по виду питания – солнечная батарея, обычный аккумулятор, без аккумулятора;
- по наличию интерфейса для интеграции с системами мониторинга транспорта, GPS- и Глонасс-трекерами и т.п.
Привязка (сопряжение) датчиков
Дисплей (монитор) должен отличать сигналы своих датчиков от посторонних, понимать от какого именно датчика пришли показания и где их отображать.
Для этого необходима процедура привязки датчиков, ее также называют сопряжением или программированием датчиков (хотя строго говоря речь идет о программирования дисплея, а не датчиков). Процедура несложная, не требует специальных знаний и инструментов и описана в руководстве пользователя системы. В ходе нее дисплей запоминает идентификационный код датчика и место на экране, где отображаются его показания.
Датчики, идущие в комплекте с дисплеем, обычно уже привязаны к определенным местам дисплея и соответственно промаркированы. Пользователь всегда может переставить датчик на любое место и привязать его самостоятельно к любой позиции на дисплее. Новая привязка требуется также при установке нового датчика взамен неисправного или утерянного.
Ретранслятор (усилитель сигналов) – применяется для приема и передачи (ретрансляции) сигналов от датчиков к дисплею.
Используется в основном на грузовом автотранспорте с прицепом, когда дистанция между задними колесами и кабиной более 10-12 метров. Устанавливается в середине или задней части транспортного средства и подключается к бортовой сети (например к задним габаритным фонарям тягача или прицепа).
* Примечание: Прохождение радиосигнала зависит от многих факторов: конструкция конкретного транспортного средства, характер перевозимого груза, наличие дополнительных электромагнитных излучений (помех) и т.п. Т.е. расстояние 10-12 метров является ориентировочным и в отдельных случаях ретранслятор может понадобиться и при меньшем расстоянии, как впрочем и при большем расстоянии может наблюдаться стабильная работа без ретранслятора.